XVIII век Шла Северная война (1700-1721 г.г). Петр I, готовясь к морской кампании у побережья Финляндии, принимает решение о строительстве малых судов, пригодных для прибрежного плавания и действий в шхерах. Требовался лес и строительство пильных мельниц. В 1710 году на реке Ижоре по распоряжению князя Меншикова возвели плотину и «вододействующую» пильную мельницу для распиловки леса, идущего на строительство кораблей.
Позже указом Петра I от 22 мая 1719 года было принято решение о переносе Ижорской лесопильни вниз по течению реки для более удобного доступа со стороны Невы. И в 1722 году была вбита первая свая в основание новой плотины. Эту дату принято считать датой основания города Колпино и Ижорских заводов. Строительство лесопилен, приписанных к Адмиралтейской коллегии, велось по чертежам и смете мельничного мастера, архитектора и первого директора Ижорских заводов Яна Кинтлера.
Через год для духовных нужд рабочих лесопильной мельницы была установлена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, на месте которой в 1735 году по указу Святейшего синода построена деревянная церковь Святой Троицы с приделом Святителя Николая.
В 1724 году вступили в строй новые лесопильни. Выполняя заказы, продукция направлялась не только на верфи, но и на строящиеся дворцы, мосты, церкви и набережные Петербурга. В Колпино изготавливали штучный паркетный пол, пилили бревна, брусья для Царскосельского и Павловского дворцов. Промышленность расширялась, осваивались новые производства, налаживалась переплавка металла. Рядом с пильными амбарами появились якорный, медный, немного позднее – плющильный, меднолитейный и камбузный заводы.
В начале семидесятых годов построили кирпичную мастерскую, которая снабжала кирпичом строительство царских дворцов и Морского канала. Постепенно завоевывал свое место на Ижоре металлообрабатывающий завод, которому в последующие века суждено было стать одним из крупнейших не только в Петербурге, но и в России. C 1798 года он получил официальное название – «Адмиралтейские Ижорские заводы».
В XIX веке предприятиям завода требовалось полномасштабное переустройство. 1 октября 1803 Александром I был утвержден «План переустройства» Ижорских заводов, представленного инженером Чарльзом (Карл Карлович) Гаскойном. Считается, что он был первым градостроителем и генеральным архитектором г.Луганска. Новый директор Ижорских заводов в рамках технического перевооружения на базе старых мастерских создает машиностроительный завод.
К себе на службу Гаскойн приглашает своего земляка шотландца Вильяма (Василий Иванович) Гесте, в качестве заводского архитектора. Именно здесь, в Колпино, Гесте и претворил в жизнь свой первый градостроительный проект. Деревянные постройки сменяются каменными зданиями мастерских и цехов. Отсюда он проложит себе дорогу к строительным работам в Царском Селе. А с 1810 года Вильям Гесте фактически возглавил все градостроительное дело в России. Под его руководством были составлены генеральные планы застройки Москвы, Киева, Смоленска, Саратова, Пензы, Красноярска, Томска, Уфы и многих других городов.
Одновременно с реконструкцией заводов проводится кардинальная реконструкция гидротехнических сооружений. Многие из инженерных решений шотландцев Ч.Гаскойна и В.Гесте значительно упростили жизнь Ижорских заводов на десятилетия вперёд. К примеру, для регулирования уровня воды в реке Ижоре, идея построить полукруглый водоотводный канал и главную плотину стала настоящим спасением для рабочих и жителей Колпино от паводков.
В 1805 году директор заводов велел углубить и расчистить русло реки Ижоры. Поперек реки, на смену плотине 1722 года, возвели новую Главную плотину № 1 (сейчас – ГТС-1) в виде кривой линии, обращенной выпуклой стороной против течения. По ней прошла дорога (сейчас – бульвар Свободы). Дававшая перепад уровней воды до 10 м, плотина обеспечивала работу вододействующих пильных мельниц. Её сооружение привело к образованию ижорского пруда (разлива р. Ижоры).
Ниже плотины устроили бассейн, на берегах которого в два ряда встали мастерские. На правом берегу, более высоком, планировалось построить плющильную, резную для вытяжки железа, медную, красильную, цементную, машинную, литейную, столярную и модельную мастерские. На левом берегу - инструментальную, точильную, якорную, камбузную и сверлильную, слесарную и отделочную мастерские. На верхнем уровне берегов строили мастерские, не требовавшие подачи воды к механизмам, внизу — «вододействующие» корпуса. В бассейн поступала вода из мастерских, здесь швартовались корабли с материалами и станками, отсюда уходила готовая продукция.
В бассейн поступала вода из мастерских, здесь швартовались корабли с материалами и станками, отсюда уходила готовая продукция. Для пропуска судов на входе в бассейн был сооружён разводной мост, подобно мостам через петербургские каналы. Позже мост переделали в поворотный (единственный пролет отводился к левому берегу как калитка изгороди), о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки чугунных фрагментов поворотного механизма современного моста.
Также был прорыт левобережный Полукруглый («полуциркульный») водоотводной канал (сейчас – Советский), завершила канал новая деревянная плотина № 2 (сейчас – ГТС-2). Главная же плотина оказалась не слишком надежной: в паводок 1807 года, вызвавший наводнение, река прорвала эту преграду, затопив многие мастерские. После чего было принято решение об укреплении плотины.
Дополнительно был сооружен Прямой (правобережный) водотводный канал (сейчас – Комсомольский), строительство которого завершилось в 1809 году. В продолжение канала за окраиной селения была возведена плотина № 3 (сейчас – ГТС-3), по проекту генерал-лейтенанта, Александра Вильсона, следующий директор Ижорских заводов, пробывший на своем посту 50 лет.
А.Вильсон подготовил новый генеральный план развития заводов. Он предусматривал сближение мастерских, объединенных одной технологической цепочкой, замену деревянных конструкций и водопроводов на металлические.
На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, был создан первый колёсный военный корабль «Скорый», оборудованный вертикальной паровой машиной.
В 1848 году на заводе началось производство железных котлов. Это являлось большим достижением, так как до этого котлы такого типа в России не изготовлялись. Большой спрос на железные котлы потребовал создания новой котельной мастерской. Большим достижением завода явился переход в 1863 году на валовое производство сварных стальных и железных труб. Близ котельной на берегу Ижоры возвели деревянный эллинг, где строили железные палубные баржи для Петербургского порта.
В конце XIX века наступил новый этап в развитии мирового судостроения. Он вызвал перестройку и дальнейшее расширение Ижорского завода, в результате чего исторически стал первым изготовителем корабельной брони в Российской империи. Завод построил броневую мастерскую, стал основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе расширялось производство различных видов стали, изготовление пушечных гильз. Развернулась постройка миноносок и миноносцев.
В 1912 году были построены бронезакалочная №2 (цех №15) и бронеотделочная №2 (цех №2). В закалочной мастерской был установлен пресс усилием в 10 тысяч тонн – самый мощный в России и второй, после крупповского, в Европе. На нём загибали толстую броню для корабельных башен и рубок, а также для береговых укреплений. Интересный факт: когда работал пресс, приборы сейсмической станции в Риге фиксировали землетрясение в Петербурге. Ветеран-пресс до сих пор стоит в цехе №15 и хотя не используется в производстве, находится в рабочем состоянии. Первой продукцией мастерской стала броня для строящихся линкоров Балтийского и Черного морей.
В начале XX века продолжилось развитие производства, освоение новой продукции. В это время появились сталеплавильный цех, гильзовый завод, цех цельнотянутых труб, новый броневой завод. В 1902 году началось переустройство главной плотины для Гидроэлектростанции, снабжавшая завод энергией более 50 лет. Здание станции примыкало к опорной стене плотины. Вода поступала к трем турбинам, которые ее вырабатывали (в тело плотины поместили бак и чугунные водоводы), и вливалась в небольшой рукав, соединенный с р.Ижорой. Станция давала ток до начала 1960‑х, пока предприятие не перешло на централизованное электроснабжение. Надобность в ней отпала, но ее сохранили, законсервировав водоводы и убрав оборудование.
Во время Первой мировой войны было решено срочно наладить производство снарядов, пушек, бронеавтомобилей, снарядных гильз и других предметов для Военного ведомства. В 1933 году на Ижорском заводе создаётся Центральная Броневая лаборатория № 1 (ЦБЛ-1). Её задачи: разработка новых марок броневых сталей для военных кораблей, танков, авиации, пограничных укреплений. В 1939 году на базе ЦБЛ-1 образован ЦНИИ Металлургии и брони (ЦНИИ-48).
За годы довоенных пятилеток (1929—1940) на заводе были изготовлены первые советские блюминги, выпускались кривошипные и эксцентриковые прессы для автомобильных и тракторных заводов, налажено производство крупных поковок, которые поставлялись для турбогенераторов заводу «Электросила». Ижорский завод приобрел и окончательно закрепил свой производственный профиль – специального металлургического производства и тяжелого машиностроения.
Во время Великой Отечественной войны из рабочих завода был сформирован Ижорский батальон, о котором позже сняли кинофильм. Ижорский завод производил корпуса танков, бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для ДОТов и др. Из Ижорских труб по дну Ладожского озера проложен трубопровод для снабжения горючим блокадного Ленинграда, освоен выпуск реактивных снарядов типа «Катюша» и «Андрюша», щитов для 37-миллиметровых зенитных пушек.
После войны на заводе построены новые металлургические, реконструированы и расширены механосборочные цеха, выпущены высокопроизводительные автоматизированные прокатные станы, налажено производство энергетического оборудования, создано более 100 видов новых технически совершенных машин и изделий.
В 2022 году Ижорским заводам исполнилось 300 лет. На сегодняшний день на заводе изготавливается уникальное оборудование для атомных электростанций и сверхгабаритное оборудование для нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса России.
С 1722 по 1846 гг. единственным видом энергии для приводных средств, производственного и технологического оборудования на Адмиралтейских Ижорских заводов была энергия реки Ижоры, преобразованная благодаря устройству плотин и отводных каналов. Для освещения территории завода в 1863 году был построен газовый завод. С конца 1878 года для освещения мастерских завода взамен газового освещения приходит электрическое, были установлены динамомашины постоянного тока. Учет выработки и расхода электрической энергии производился по току и часам работы динамомашин.
Строительство тепловой электрической станции, предназначенной для электроснабжения и теплоснабжения цехов Ижорского завода, было начато в 1933-м году по проекту «Теплоэлектромонтаж» Северо-Западного отделения. Проектом предусматривалась установка четырёх паровых котлов и двух турбогенераторов. Крупным достижением коллектива завода явилась постройка в 1939 – 1941 гг. главного здания ТЭЦ и монтаж основного оборудования (двух паровых котлов и двух турбогенераторов). Однако, творческий труд энергетиков, направленный на развитие и реконструкцию энергетического хозяйства, был неожиданно прерван Великой Отечественной войной. В первые месяцы Отечественной войны все усилия энергетиков завода были направлены на бесперебойное обеспечение всеми видами энергии цехов завода. Работа цехов было весьма напряженная, все работали для фронта. В сентябре 1941 года по решению правительства все вновь смонтированное энергооборудование было демонтировано и отправлено на восток страны в города Барнаул и Свердловск.
К декабрю 1941 года значительная часть ремонтного и эксплуатационного персонала была призвана в армию и эвакуирована. Лишь не значительная часть оставшегося энергетического персонала в тяжелых условиях суровой зимы 1941-1942 годов и наступивших блокадных дней продолжала ввести эксплуатацию действующего энергооборудования, восстановление энергокоммуникации, повреждаемых систематическими артобстрелами.
Одной из главных задач коллектив энергетиков считал сохранить оставшееся энергооборудование и энергокоммуникацию, а также обеспечить оборудованием ТЭЦ после войны. Так в 1941 году был заключен договор с США о поставке двух пылеугольных паровых котлов американской фирмы «Бабкок-Вилькокс» и поставлены на завод в 1945 году.
После снятия блокады было проведено тщательное обследование и в 1948 году создан обновленный проект по восстановлению ТЭЦ. В 1952 году были смонтированы и введены в эксплуатацию два американских котла «Бабкок –Вилькокс», один котел Таганрогского завода и турбогенератор.
В 1952 году была введена в действие ТЭЦ, что дало толчок к развитию теплофикации города Колпино. В 1976 г. начато строительство водогрейной котельной № 2 (ВК-2), тем самым обеспечив массовое жилищное строительство и развитие города Колпино.
В 2007 году ООО «Ижора-Энергосбыт» была преобразована в ЗАО «ГСР ТЭЦ».
В 2007 году был разработан и утвержден проект модернизации старой ТЭЦ, предусматривающий строительство парогазовой установки (когенерационный цикл) на базе турбины PG6111FA производства «General Electric».
В октябре 2010 года Внешэкономбанк и Группа компаний «ГСР Энерго» заключили кредитное соглашение в целях финансирования проекта строительства 1-ого блока ТЭЦ ПГУ в Колпинском районе Санкт-Петербурга, установленной электрической мощностью 110 МВт и тепловой – 77 Гкал/ч. Проект был включен в Схему теплоснабжения Санкт-Петербурга.
2014 год – ввод новой ТЭЦ ПГУ с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии.
На сегодняшний день АО «ГСР ТЭЦ» является основным поставщиком тепла и пара, водоснабжения и водоотведения абонентам, расположенных на промышленной площадке Колпинского района, и объектам городской инфраструктуры г.Колпино. Электроэнергия, выработанная ТЭЦ ПГУ, выставляется на оптовый рынок.
Офис компании АО «УК «ГСР Энерго» располагается в городе Колпино, в доме под номером 5 на Финляндской улице. История этого здания насчитывает более 100 лет и тесно связана с «Адмиралтейскими Ижорскими заводами», промышленным развитием города и Великой Отечественной войной.
Комплекс бывших домов Адмиралтейских Ижорских заводов (в народе «инженерные дома») – включает в себя несколько зданий, в том числе расположенных по адресу Финляндская улица дом 3, 5 и 7. Все они были построены в период с 1902 по 1914 годы. Спроектировал здания главный архитектор завода – гражданский инженер А.С. Игнатьев. Дома построены из добротного красного ижорского кирпича. В мемуарах директора Ижорского завода генерал-лейтенанта Ивана Никаноровича Воскресенского утверждается, что постройка этих домов производилась за счет прибылей завода после его перевода с 1908 г. «на коммерческие начала».
Заводские жилые дома на Финляндской улице начали строиться в связи с увеличением штата инженеров и техников и необходимостью предоставлять им благоустроенное жилье. В них жили выпускники высших технических учебных заведений, ставшие сотрудниками Адмиралтейских Ижорских заводов.
Исторические данные и фото взяты из опубликованных материалов КГИОП СПб и Музея истории Ижорских заводов.