Интервью Генерального директора Котова Виктора Юрьевича

13 марта, 2012
13.03.2012

Петербург, увы, пока не может похвастаться большим количеством частных проектов в энергетике — их всего два. Первый — начатая частным инвестором, но достроенная за счет городского бюджета Юго-Западная ТЭЦ. Второй — менее известный, но запущенный в те же сроки проект компании «ГСР Энерго» — строитель­ство новой ТЭЦ в Колпине на базе котельной «Ижорских заводов». О том, как компания, ранее не работавшая в энергетике, реа­лизует проект ТЭЦ, сложно ли было договориться о финансировании проекта с Внешэконом­банком и о том, каковы дальнейшие планы развития ГСР, корреспонденту РБК daily АНДРЕЮ ЖУКОВУ рассказал генеральный директор «ГСР Энерго» ВИКТОР КОТОВ.

— Почему «ГСР Энерго» решила взяться за проект строительства электростанции?

— Мы купили котельную, которая раньше принадлежала «Ижорским заводам», входящим в ОМЗ. В 2006 году этот актив был определен непрофильным и продан. Наша идея модернизации ТЭЦ родилась из понимания того, что нет ничего выгоднее, чем теплоцентраль. А из применяемых технологий самой эффективной является парогазовый цикл. В этом случае увеличивается эффективность сжигания газа, который, проходя через турбину, продолжает выхлопными газами нагревать котлы. В итоге получаются и электроэнергия, и тепло. Сейчас же мы производим только тепло.

— Новая станция строится на замену устаревшей?

— Отчасти так, хотя вопрос реконструкции действующей станции — это отдельный проект, и он будет реализован только после достройки новой ТЭЦ.

— В каком состоянии вам досталась котельная?

— В работоспособном, но поскольку бизнес для предыдущего собственника не был профильным, то, естественно, в котельную он инвестировал меньше средств, чем в основное производство. Другое дело, что заложенная степень надежности станции была достаточно высока. Здесь стоят котлы, купленные в США еще по ленд-лизу. Они были заказаны в октябре 1941 года в США, то есть в самом начале войны. Сроком поставки был 1945-й, монтаж — в 1946-м. Несмотря на то что шла война, сроки были выдержаны: котлы были последовательно поставлены с 1946 года и введены в 1951 году. На момент покупки котельной самому старому из них было 56 лет. Сейчас все 12 котлов работают, их надежность подтверждена несколькими аудитами.

— А спрос на электроэнергию в этом районе есть?

— На промплощадку Колпинского района сейчас выводится чуть ли не вся промышленность города. Место здесь очень удобное, тут хорошая логистика, вблизи КАД, Московское шоссе, железная дорога. По количе­ству заявок с точки зрения подключения к источникам электроэнергии здесь будет одна из крупнейших промышленных зон в Петербурге. Хорошая инженерная подготовка данной территории позволяет промышленникам очень быстро принимать решения о переносе предприятий из городской зоны сюда.

— Считали ли вы потребность промплощадки в электроэнергии?

— Да, сейчас присоединено порядка 145 МВт. Но в ближайшее время планируется размещение здесь предприятий «Силовых машин». Кроме того, на ижорской площадке работают и постоянно развиваются предприятия ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и «Северстали». Также планируется организация кузнечно-прессовых производств, переработки металлолома. Поэтому мы ожидаем серьезного роста потребления и, соответственно, спроса на мощность.

— А как у вас с подключением к энергосетям, этот же вопрос от вас не зависит?

— У нас заключены все договоры с ФСК, уже строятся ЛЭП. Подстанция, которая будет принимать энергию станции, расположена достаточно близко. К тому же строительство нашей ТЭЦ удачно совпало с необходимостью разгрузить станцию.

— А с поставками газа?

— Сейчас мы вместе с ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» участвуем в программе по снятию инфраструктурных ограничений. Дополнительно строим два газопровода. В целом нам потребуется вдвое больше газа, чем сейчас, — до 550 млн куб. м в год. Чтобы решить этот вопрос с дополнительными поставками, приходится работать со многими службами вплоть до Минэкономразвития. Именно оно дает разрешение на использование природного газа в качестве топлива. Дополнительный же лимит выделяется в рамках общегородского лимита, тут требуется согласование на уровне высшего руководства «Газпрома».

— Ваш проект уникален или он скорее относится к типовому?

— Мы ни в коем случае не хотели быть пионерами и испытывать что-то новое на себе. Машины, которые поставлены, относятся к самой массовой серии. В нашем случае сложность представляет необходимость построить станцию на очень сжатой территории. У нас здесь всего 3,4 га, и на этой территории надо все разместить. В этом смысле проект уникальный.

— На какой срок окупаемости проекта вы рассчитываете?

— Для таких проектов нормальный срок окупаемости — около 10—15 лет.

— Когда планируется пуск первого блока, почему решили не строить сразу два?

— Когда мы вошли в проект и начали считать, натолкнулись на два подхода: «советский инженерный» и «финансово-капиталистический». Инженерный предполагал строительство дубль-блока, это экономично и сразу позволяет запустить до 400 МВт новой мощности. Кроме того, можно рассчитывать на синергию за счет одновременного создания сразу двух блоков. Инженеры были двумя руками за такой проект, но финансисты остановили, аргументируя тем, что рынок очень быстро меняется, законодательная база тоже. К тому же банки еще не знают, как финансировать частный капитал на долгосрочный период. Поэтому решили строить блоки последовательно один за другим. Определенные пересечения по инфраструктуре, конечно, есть и в этом случае, но по большому счету блоки автономны.

В сентябре мы начнем запускать станцию в тестовом режиме, блок будут испытывать в течение трех месяцев под нагрузкой в разных режимах. Потом необходимо пройти процедуры, связанные с приемкой, госэкспертизой и т.д. Предстоит еще очень большая работа, связанная с регистрацией в Совете рынка с учетом постоянно меняющихся правил.

— Вы ставите французскую турбину производства GE, почему предпочли ино­странный агрегат?

— Есть график зависимости сроков окупаемости станции от мощности — самыми дорогими и долгоокупаемыми являются станции с малой мощностью — менее 30 МВт. Для нас с учетом планируемых нагрузок оптимальна зона от 90 до 120 МВт. Однако российские заводы, выпускающие турбины, в этом диапазоне не работают. Поэтому возник вариант с GE. Кстати, паровая турбина, генератор и котлы у нас российские. Все оборудование первого блока уже прибыло на площадку. Символично, что серийный номер нашей турбины заканчивается на 078 (код Санкт-Петербурга. — РБК daily).

— А как идут дела со вторым блоком?

— Мы забронировали конвейер на заводе GE под сборку турбины. Сейчас решаются вопросы, связанные с финансированием строительства. В акционерный капитал компании вошел фонд «Macquarie Ренессанс» (его вклад составил 83 млн долл. — РБК daily). Считаю, что приход столь серьезного инвестора — это подтверждение дееспособности проекта. Что касается сроков, рассчитываем запустить второй блок в 2014 году.

— Сложно ли было убедить ВЭБ (банк предоставил «ГСР Энерго» кредит на 4,9 млрд руб. до 2024 года) предоставить финансирование по проекту?

— Мы искали банк, который по достоинству оценит идею строительства ТЭЦ и уровень подготовки команды к ее реализации. А ВЭБ — это банк, который постоянно ищет проекты для финансирования. Банк оценивал не столько само железо, сколько возможности команды выполнить проект. Так что по сути дела проверялись компетенция команды, умение быстро учиться, принимать решения. Так что сначала возникло доверие, а уже потом созрело решение о возможности финансирования. Кстати, ВЭБ провел детальную, очень сложную работу. Специалисты банка нам во многом помогли, подсказав несколько дополнительных решений.

— Как вы формировали команду?

— Людей мы искали везде. Сегодня — да и, собственно, во все времена — успех проектов определяется работой профессионалов. У нас работают специалисты, работавшие на заграничных проектах, причем на больших и локальных. Команда сформирована из специалистов, которые в статусе генподрядчика строили не одну станцию.

— Что будет после того, как запустите оба блока?

— Начнем проект реконструкции действующей котельной. Как показывает практика, проектирование займет минимум два года. Потом стадия подготовки и прохождение экспертизы потребуют еще восемь месяцев. Так что работы еще много.

«ГСР Энерго» основана в 2006 году бывшим совладельцем сети «Перекресток» Александром Косьяненко совместно с группой инвесторов. На базе котельной «Ижорских заводов» компания планирует построить новую ТЭЦ ПГУ, рассчитанную на два блока суммарной мощностью 220 МВт. Первый блок планируется запустить в начале следующего года, второй — к 2014 году.

Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/03/13/tek/562949983230021

Другие новости

14 ноября, 2024

Получен паспорт готовности к работе в отопительный сезон 2024 — 2025 гг.

АО «ГСР ТЭЦ» успешно прошла оценку готовности субъектов энергетики к осенне-зимнему сезону 2024-2025...

4 ноября, 2024

С Днём народного единства!

Дорогие коллеги! Примите искренние поздравления с Днём народного единства! Это праздник стал н...

12 июня, 2024

С Днём России!

Дорогие коллеги! Примите искренние поздравления с государственным праздником нашей страны – Днём ...